Пьесы

Добавлено: 12.08.460

Размер: 23.56 KB

Скачать

Музыкальные сказки №2

 

Чудесные истории, основанные на реальных инструментах.


 


 

КОНТРАБАС.

На сцене мсье Бемоль и Учительница.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Здравствуйте, мои маленькие любители музыки!

БЕМОЛЬ. Здравствуйте, дорогие друзья! Безумно рад вас видеть! И вас! И вас! И… (смотрит на учительницу) и особенно вас, многоуважаемая Лира Унисоновна!

На экране ее портрет в фас и профиль.

БЕМОЛЬ (читает текст досье). Лира Унисоновна. Учительница. Характер серьезный, вид строгий. Обладает точной информацией обо всех музыкальных инструментах.

УЧИТЕЛЬНИЦА (сдержанно). Спасибо, мсье Бемоль!

На экране фото-досье Бемоля.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Мсье Бемоль. Большой фантазер. Характер веселый, вид мечтательный. Водит дружбу с настоящими музыкантами. Может сочинить сказочную историю о чем угодно.

БЕМОЛЬ. Позвольте! Что значит «сочинить»?!

УЧИТЕЛЬНИЦА. Сочинить – значит выдумать.

БЕМОЛЬ. То есть, я, по-вашему, выдумщик?

УЧИТЕЛЬНИЦА. Не то слово!

БЕМОЛЬ. Вот именно! Не то! Да будет вам известно, что все мои истории - все до одной! – основаны на реальных событиях.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Мсье Бемоль, мы с вами взрослые люди. И оба понимаем, что все это сказки.

БЕМОЛЬ. Почему?

УЧИТЕЛЬНИЦА. Да потому, что в них постоянно происходит что-то волшебное.

БЕМОЛЬ. Разве это плохо?

УЧИТЕЛЬНИЦА. Я не говорю, что это плохо. Это… ммм… даже интересно. Но… Послушайте, к чему этот спор? Мне пора начинать урок. Итак, тема нашего урока контрабас.

БЕМОЛЬ. Подождите. Давайте разберемся. Неужели вы считаете, что волшебства нет? (Зрителям.) А вы? Вы тоже так думаете?

Зрители отвечают.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Я верю в науку. Например, в историю искусств.

БЕМОЛЬ. Ну-ну!

УЧИТЕЛЬНИЦА. Благодаря этой науке, мы узнали, что контрабас был изобретен в середине шестнадцатого века итальянским мастером Микеле Тодини.

БЕМОЛЬ. Хорошо. Это всё?

УЧИТЕЛЬНИЦА. У современного контрабаса 4 струны. Это смычковый щипковый музыкальный инструмент, а значит, играть на нем можно как смычком, так и пальцами.

БЕМОЛЬ. Да, да! Я очень удивился, когда об этом узнал!

УЧИТЕЛЬНИЦА. Контрабас является самым крупным и самым низким по звучанию струнным инструментом в современном симфоническом оркестре. Его размер по высоте достигает двух метров, а весит он около десяти килограммов.

БЕМОЛЬ. Но зачем и для кого старина Микеле Тодини изобрел такой большой красивый инструмент?

УЧИТЕЛЬНИЦА (растерянно). Зачем и для кого?.. Это науке не известно.

БЕМОЛЬ. Я так и думал! А ведь наши маленькие любознательные друзья очень хотят знать, как все было! Они пришли к нам, чтобы послушать новую сказку. Правда? Вы любите сказки?

Зрители отвечают.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Выручайте, мсье Бемоль! (шепотом) Есть у вас сказка о контрабасе?

БЕМОЛЬ. У меня есть не только сказка. У меня есть друг музыкант, виртуозно владеющий этим инструментом. Встречайте! Маэстро Пузиков!

Аплодисменты. Выходит Маэстро.

БЕМОЛЬ. Маэстро, знаете ли вы какую-нибудь очень старинную мелодию?

МАЭСТРО. Старинную мелодию?

БЕМОЛЬ. Дело происходило давным-давно.

УЧИТЕЛЬНИЦА. В шестнадцатом веке.

МАЭСТРО. Может быть, эту… (играет).

БЕМОЛЬ. Да, спасибо, это то, что нужно! Итак, сказка называется «Незабываемый контрабас».

В солнечной стране на берегу моря жили-были король с королевой. И вот в один прекрасный день у них родился сын.

КОРОЛЬ. Как я счастлив, дорогая! Отпразднуем рождение наследника!

КОРОЛЕВА. А в крестные позовем добрую фею!

КОРОЛЬ. Это будет грандиозный праздник!

КОРОЛЕВА. Надо приказать поварам, чтобы они приготовили самые лучшие угощения.

КОРОЛЬ. Непременно!

КОРОЛЕВА. И пусть садовники украсят дворец роскошными цветами! Созови музыкантов, пригласи художника, закажи у портного новый костюм… Ах, боже… Что-то еще… Еще что-то важное…

КОРОЛЬ. Не беспокойся ни о чем, дорогая. Тебе нельзя нервничать. Занимайся малышом. Все будет в лучшем виде!

БЕМОЛЬ. И в самом деле, праздник удался на славу! Ах, эти угощения! Ах, эти украшения! А какая музыка!

Маэстро играет.

БЕМОЛЬ. Гости были в полном восторге. Добрая Фея, танцуя и кружась, подошла к кроватке малыша и сказала: «Этот ребенок вырастет необыкновенным человеком. Он будет одарен музыкальным слухом и способностью играть на любом инструменте!». Все зааплодировали.

КОРОЛЕВА. Как чудесно, как мило ты все устроил, дорогой!

КОРОЛЬ. Я очень старался!

КОРОЛЕВА. Спасибо тебе!

КОРОЛЬ. Я так волновался! Все боялся о чем-нибудь забыть…

БЕМОЛЬ. И в этот момент в зал вошла старая седая ведьма…

КОРОЛЬ. О, нет! Только не это…

МАЭСТРО. Тут, наверное, стоит добавить чего-то зловещего?

Маэстро играет. Бемоль делает ему одобрительный знак рукой.

ВЕДЬМА (хрипло). Веселитесь? Радуетесь? А меня не позвали?!

КОРОЛЬ (хлопает себя ладонью по лбу). Я не нарочно. Простите, не обижайтесь. Я забыл…

БЕМОЛЬ. Ведьма приблизилась к кроватке и склонилась над младенцем. Потом вновь посмотрела на короля.

ВЕДЬМА. Значит, забыл?

КОРОЛЬ (разводит руками). Просто забыл.

ВЕДЬМА (малышу). Ути-пуси! Весь в папашу! Этот ребенок станет самым забывчивым человеком в королевстве! Он будет везде забывать свои вещи, терять зонтики, ключи и другие нужные предметы!

БЕМОЛЬ. Ведьма захохотала и удалилась, прихватив со стола пару бутербродов.

На самом деле, это была не такая уж страшная ведьма. И проклятие ее было не очень опасное. Мальчик рос здоровым и умненьким. Он рано стал проявлять интерес к музыке. И к шестнадцати годам выучился играть на флейте, на гитаре, на скрипке… Но вот беда – он постоянно терял свои инструменты. Король, конечно, покупал ему новые, но…

КОРОЛЬ. Если и дальше так пойдет, то скоро мы разоримся, дорогая!

КОРОЛЕВА. Не ворчи, дорогой. Ты же знаешь, наш сын не виноват.

КОРОЛЬ. Надо что-то делать!

КОРОЛЕВА. Вот бы кто-нибудь изобрел такой инструмент, который невозможно ни забыть, ни потерять!

БЕМОЛЬ. И король отправился к лучшему мастеру.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Микеле Тодини?

БЕМОЛЬ. Именно так его и звали.

КОРОЛЬ. Послушай, старина Микеле! У тебя золотые руки, ты все можешь! Придумай нам незабываемый инструмент!

БЕМОЛЬ. Микеле в жизни не получал более странного заказа. Однако он даже виду не подал, что удивился. Он кивнул, засучил рукава и принялся за работу. Он трудился день и ночь и через неделю принес во дворец невиданных размеров и красоты инструмент.

МАЭСТРО. Это был первый в мимре контрабас!

БЕМОЛЬ. Старый мастер взмахнул смычком – и мягкий бархатный голос контрабаса просто заворожил принца.

Маэстро играет.

БЕМОЛЬ. Юноша, как мы помним, был необычайно одарен, поэтому он быстро научился играть на новом инструменте. Он часто играл на праздниках, во дворце и на площади. Король и королева были просто счастливы.

КОРОЛЬ. Прошло уже полгода, а он до сих пор не потерял свой контрабас.

КОРОЛЕВА. Может быть, это из-за размера?

КОРОЛЬ. А может, его волшебные звуки разрушили проклятье старой ведьмы?

МАЭСТРО. А может, и не было никакого проклятия?

БЕМОЛЬ. Вы думаете?

МАЭСТРО. Ну, конечно. Творческие люди часто бывают рассеянны. Я, например, иногда слышу в голове музыку, сочиняю, напеваю что-нибудь про себя и так увлекаюсь, что не замечаю ничего вокруг. В таком состоянии я потерял 8 зонтиков, 3 ключа, и … (еще что-нибудь смешное)

БЕМОЛЬ. А как насчет контрабаса?

МАЭСТРО. Ну, что вы! Как можно!? Ведь он незабываемый!

УЧИТЕЛЬНИЦА. Вот видите, мсье Бемоль, – все имеет логическое объяснение. Нет никаких проклятий. И ведьм давно нет. Маэстро тоже не верит в волшебство.

МАЭСТРО. Верю!

УЧИТЕЛЬНИЦА. Вы хотите сказать, что волшебство существует?

МАЭСТРО. Конечно.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Но послушайте…

МАЭСТРО. Нет, это вы послушайте!

Играет красивую мелодию.

УЧИТЕЛЬНИЦА. Спасибо, Маэстро! Это было… волшебно!

МАЭСТРО. Вот об этом я и говорю. Вот в это волшебство я верю.

БЕМОЛЬ. Спасибо, Маэстро! Ваша игра перенесла всех нас в волшебный мир музыки!


 


 

КЛАВЕСИН.


 

На сцене клавесин. К нему подходит Лира Унисоновна. Обходит инструмент вокруг, любуется, восторженно вздыхает, в восхищении поглаживает крышку.

ЛИРА УНИСОНОВНА (шепчет). Невероятно… изумительно… само совершенство…

Появляется Мсье Бемоль. Но Лира Унисоновна настолько увлечена созерцанием клавесина, что не замечает Бемоля.

БЕМОЛЬ (подмигивает зрителям, делает им знак). Тсс!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Просто неземная красота!..

БЕМОЛЬ (любуется Лирой Унисоновной). Неземная! Красота!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Ой! Мсье Бемоль! Это вы дразнитесь?

БЕМОЛЬ. Лира Унисоновна! Я не дразнюсь, я просто полностью с вами согласен. Наш клавесин очень красив! Очень! Очень!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Вы так незаметно появились…

БЕМОЛЬ. Ну, я же волшебник.

ЛИРА УНИСОНОВНА. А еще вы большой сказочник!

БЕМОЛЬ (скромно, но с достоинством). Да, я такой.

ЛИРА УНИСОНОВНА. И сегодня вы нам расскажете про клавесин.

БЕМОЛЬ. И сегодня вы нам расскажете про клавесин!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Нет! Вы!

БЕМОЛЬ. Нет, вы!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Нет, вы!.. Опять? Дразнитесь?

БЕМОЛЬ. Ну, что вы, Лира Унисоновна! И в мыслях не было!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Я все вижу! И все слышу!

БЕМОЛЬ. Ну, это же прекрасно.

ЛИРА УНИСОНОВНА. Спасибо!

БЕМОЛЬ. Вы, в самом деле, все видите?

ЛИРА УНИСОНОВНА (поправляя очки). А почему вы спрашиваете?

БЕМОЛЬ. Да просто вот тут как бы зрители… как бы… сидят… а мы с вами… как бы… (разводит руками)

ЛИРА УНИСОНОВНА (в ужасе). Как бы… забыли поздороваться!?

БЕМОЛЬ. Как бы вообще их не замечаем!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Здравствуйте, дорогие зрители! Прошу прощения. Добрый день… точнее, утро! В общем, всем привет… Извините! То есть, добро пожаловать… Боже, как неловко получилось… (Бемолю сквозь зубы) Это все из-за вас!

БЕМОЛЬ (так же). Это все из-за вас!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Из-за вас!

БЕМОЛЬ. Из-за вас!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Из-за… вы опять? Опять?

БЕМОЛЬ (испуганно). Опять?!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Хватит! Я вас последний раз предупреждаю!

БЕМОЛЬ. В смысле? Последний? А разве были первые? Я что-то пропустил?

ЛИРА УНИСОНОВНА. Вам, Мсье Бемоль, все лишь бы шуточки!

БЕМОЛЬ. Вы правы.

ЛИРА УНИСОНОВНА. Все бы вам хиханьки да хаханьки!

БЕМОЛЬ. Обожаю хаханьки. Ничего не могу с собой поделать.

ЛИРА УНИСОНОВНА. А ведь у нас идет урок!

БЕМОЛЬ. Да! И он посвящен клавесину!

Бемоль забирает у Лиры Унисоновны указку.

БЕМОЛЬ (подражая ее голосу). Итак, мои маленькие любители музыки, тема сегодняшнего урока – клавесин. Этот прекрасный, невероятный, изумительный музыкальный инструмент… (задумывается) я бы даже сказал, восхитительный…

ЛИРА УНИСОНОВНА. Ну? Дальше!

БЕМОЛЬ (тянет время). Бесподобный…

ЛИРА УНИСОНОВНА. Так, хорошо…

БЕМОЛЬ. Изысканный… (не знает, что еще придумать)

ЛИРА УНИСОНОВНА . Что же вы замолчали, мьсе Бемоль? (забирает свою указку). Этот прекрасный инструмент был изобретен в пятнадцатом веке.

БЕМОЛЬ (шепотом). Это очень-очень давно, друзья мои! Примерно лет шестьсот назад!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Вы только представьте! Шесть сотен лет назад!

БЕМОЛЬ. Не могу! Не могу даже представить!

ЛИРА УНИСОНОВНА. А вы постарайтесь!

БЕМОЛЬ. Я стараюсь!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Это клавишный струнный музыкальный инструмент, у которого звук извлекается щипковым способом. Название клавесина происходит от латинского слова clavis – что означает «ключ», «клавиша». Доподлинно неизвестно, где появился первый клавесин. Но он был очень популярен в старой Европе.

В каждой стране он назывался по-разному: во Франции это клавесин, в Италии – клавичембало…

БЕМОЛЬ. Клави… чем?

ЛИРА УНИСОНОВНА. Кла-ви-чем-ба-ло! В Германии клавир. А в Англии – харпсихорд. 

БЕМОЛЬ. О, ес, ес, харпсихорд, окей! Вери найс!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Клавесин всегда считался аристократическим инструментом, украшавшим салоны и залы богатейших людей Европы. Именно поэтому в старину его делали из дорогих сортов дерева, клавиши покрывали пластинками из панциря черепахи, перламутром и драгоценными камнями.

Пауза.

ЛИРА УНИСОНОВНА (жестами предоставляет слово Бемолю). А теперь… слово предоставляется мсье Бемолю!

Бемоль молчит.

ЛИРА УНИСОНОВНА. Мсье Бемоль?! Что же вы молчите? Давайте! Начинайте уже вашу сказку!

БЕМОЛЬ. Сказку?

ЛИРА УНИСОНОВНА. Да, сказку. Дети ждут. Правда, дети?

Зрители отвечают.

ЛИРА УНИСОНОВНА. Похлопаем все дружно нашему сказочнику мсье Бемолю!

Бемоль жестами останавливает аплодисменты.

БЕМОЛЬ. Видите ли, для того, чтобы придумать историю, мне нужно настроиться. А чтобы настроиться, нам всем нужно послушать музыку. Давайте пригласим нашу прекрасную клавесинистку! Встречайте! У клавесина Валерия Иванова!

Аплодисменты. Музыка.

БЕМОЛЬ. Спасибо, маэстро!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Когда я слышу звуки клавесина, мне сразу представляются старинные балы, придворные дамы в пышных платьях...  Как будто мы оказались в прекрасном замке, при дворе короля.

БЕМОЛЬ. Хм… А вы, оказывается, тоже?

ЛИРА УНИСОНОВНА. Что тоже?

БЕМОЛЬ. Большая фантазерка!

Музыка.

(Бемоль и Лира Унисоновна исполняют менуэт, в танце продолжая диалог).

ЛИРА УНИСОНОВНА. Думаю, в вашей сказке обязательно будет король и королева.

БЕМОЛЬ. Почему вы так решили?

ЛИРА УНИСОНОВНА. Музыкой навеяло.

БЕМОЛЬ. А что еще вам навеяло?

ЛИРА УНИСОНОВНА. Принцесса… фрейлины… ммм… эээ… может быть, рыцарский турнир?

БЕМОЛЬ. Очень интересно! Спасибо, маэстро!

Бемоль чешет затылок.

БЕМОЛЬ. Турнир… принцесса… Вы прям делаете успехи, Лира Унисоновна!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Правда? То есть, я угадала? (радуется) Угадала, да?

БЕМОЛЬ. Нет, конечно. (строго) Никаких принцесс! Сказка совершенно не об этом. Маэстро, будьте любезны, сыграйте нам что-то загадочное и волнующее!

Музыка.

ЛИРА УНИСОНОВНА. Как красиво! Просто космос!

БЕМОЛЬ. В точку! Сказка называется

«Космический клавесин»

Давным-давно, примерно шестьсот лет назад, на одной очень далекой и очень высокоразвитой планете жили-были зеленые человечки. Ну, инопланетяне, по-нашему. И все у них было хорошо. Только скучно одинокому разуму во вселенной. Захотелось им с кем-нибудь пообщаться, подружиться, поделиться опытом, обсудить разные вопросы. Задумались инопланетяне: есть ли жизнь на Земле? Построили космический корабль в форме тарелочки и улетели в экспедицию. Долго ли, коротко ли, бороздили они просторы вселенной, вдруг видят в окошко: что-то круглое синеет вдалеке. Подлетели поближе к нашей планете, увидали, что есть вода, обрадовались. Где вода – там и жизнь! Выбрали ровное местечко и пошли на посадку. И надо ж такому случиться – приземлились аккурат в средневековой Европе!

ЛИРА УНИСОНОВНА. А что такого?

БЕМОЛЬ. Да просто люди в то время были еще темные, необразованные. Верили во всякую ерунду. Считали, например, что земля плоская и стоит на трех китах…

ЛИРА УНИСОНОВНА. Ребята, какой формы наша планета?

Зрители отвечают.

БЕМОЛЬ. Вот вы молодцы! А тогдашние люди этого не знали. Темные были, необразованные. Ну, инопланетяне не стали унывать. Нашли толкового человека, рассказали ему все как есть. И про землю, и про космос, и про свою планету. Он сначала удивился, а потом все понял и пошел другим людям рассказывать. Послушайте! Земля, - говорит, - круглая! И она вертится!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Стоп! Хватит! Не надо!

БЕМОЛЬ. Вот! Остальные люди так ему и сказали.

ЛИРА УНИСОНОВНА. Не продолжайте, мсье Бемоль! Я помню эту историю. Все закончилось ужасно. Человека звали Джордано Бруно и он… (всхлипывает) погиб…

Трагическая музыка.

БЕМОЛЬ. Да не переживайте так. Друзья-инопланетяне нашего Джордано спасли!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Правда?

БЕМОЛЬ. В последний момент прям к костру подлетели. А там дым, треск, в общем, никто ничего и не заметил.

ЛИРА УНИСОНОВНА. Хорошо, что спасли!

БЕМОЛЬ. Поняли зеленые человечки, рано людям компьютер дарить. Опять испугаются, сожгут и спасибо не скажут. Значит, надо с другого конца зайти.

ЛИРА УНИСОНОВНА. С какого?

БЕМОЛЬ. Решили сначала с помощью искусства общий уровень культуры повысить. Подкинули людям чертеж клавесина. Да не одному мастеру, а сразу нескольким в разных странах. Чтобы люди слушали музыку, думали о прекрасном и росли духовно. И вот в разных уголках Европы зазвучали неземной красоты мелодии в исполнении клавира, харпсихорда, клавичендо… Но мы-то с вами знаем, что это был…

ЛИРА УНИСОНОВНА. Космический клавесин!

Музыка.


 


 

АККОРДЕОН.


 

БЕМОЛЬ. Здравствуйте, друзья! Доброе утро, наша неподражаемая, незабываемая и всеми очень сильно уважаемая Лира Унисоновна!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Здравствуйте! Мсье Бемоль, вы меня сегодня совсем засмущали…

БЕМОЛЬ (продолжает ее смущать). Лира Унисоновна знает всё! Сколько струн у балалайки, сколько ножек у рояля, сколько дырочек у флейты и в каком году родился Петр Ильич!

ЛИРА УНИСОНОВНА (с готовностью). В тысяча восемьсот сороковом! Ой… а причем тут это?

БЕМОЛЬ. Это тут совершенно ни при чем. Просто я хочу сказать, что горжусь нашим знакомством.

ЛИРА УНИСОНОВНА. Да?

БЕМОЛЬ. И ценю нашу дружбу.

ЛИРА УНИСОНОВНА. Правда? Спасибо большое. Мне это очень приятно. Я тоже ценю дружбу с таким удивительным сказочником, как вы, мсье Бемоль! И, как всегда, надеюсь на вашу волшебную помощь. Итак, напомните нам тему сегодняшнего урока.

БЕМОЛЬ. Тема урока: «Аккордеон»!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Это клавишный духовой музыкальный инструмент со сложной конструкцией, имеющей более ста деталей!

БЕМОЛЬ. Ого!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Он считается разновидностью ручной гармоники. Правая часть инструмента включает в себя коробку и гриф с клавиатурой, как у фортепиано.

БЕМОЛЬ. Действительно! Похоже на фортепиано!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Левая часть состоит из коробки, резонаторов и кнопочной клавиатуры. А вот эта центральная часть называется мех.

БЕМОЛЬ. Правда? Это сделано из меха?

ЛИРА УНИСОНОВНА. Ну, что вы! Мех аккордеона изготавливается из специального картона, проклеивается тканью, кожей и укрепляется стальными накладками. Звук аккордеона – мощный, насыщенный, многогранный.  Он способен передавать и глубокую печаль, и безудержную радость. Мсье Бемоль? Почему вы так смотрите на меня? Вам что-то непонятно?

БЕМОЛЬ. Мне непонятно, почему мы до сих пор не пригласили сюда моего друга аккордеониста?!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Ах, в самом деле! Зовите его скорее!

БЕМОЛЬ (зрителям). Встречайте! Мой талантливый друг и замечательный музыкант – Данил Шаравьёв!

Зрители аплодируют.

Выходит аккордеонист.

Играет.

Аплодисменты.

ЛИРА УНИСОНОВНА. Вот именно об этом я и говорила! Звучание аккордеона часто называют серебристым. Голос его красочный, напевный и величавый может звучать как орган или даже целый оркестр. Теперь обратимся к истории инструмента. Где же был изобретен аккордеон?

БЕМОЛЬ. Пардон! Какие тут могут быть сомнения? Ответ очевиден. Монмартр, Елисейские поля… Маэстро, подыграйте, прошу вас!

Аккордеонист наигрывает что-то французское.

БЕМОЛЬ. Мерси, мой друг! Я, как будто снова побывал в Париже!

ЛИРА УНИСОНОВНА. Однако вы ошиблись, мсье Бемоль! Друзья, а вы как думаете? В какой стране появился первый аккордеон?

Дети отвечают.

БЕМОЛЬ. Ну, конечно, в России! Знамо дело, чего тут гадать! Это наш любимый русский-народный инструмент! Россия – родина аккордеона!

Аккордеонист наигрывает что-то русское-народное.

ЛИРА УНИСОНОВНА. На самом деле, история инструмента начинается с изобретения губной гармоники, прародителем которой является китайский священный инструмент шэн. Свой вклад в усовершенствование инструмента внесли немецкий часовщик и чешский изобретатель. 

А модель, похожую на современный вариант, изобрел австрийский органный мастер Кирилл Дамиан. Это случилось в мае 1829 года. И теперь 23 мая является Всемирным днем аккордеона.

БЕМОЛЬ. Потрясающе! 23 мая – день рождения аккордеона!

Аккордеонист наигрывает «К сожаленью, день рождения только раз в году».

ЛИРА УНИСОНОВНА. А теперь начинается наша самая любимая – сказочная – часть урока!

БЕМОЛЬ. Хотите сказку?

Зрители отвечают.

ЛИРА УНИСОНОВНА. Очень хотим!

БЕМОЛЬ. Хорошо! Только, чур, уговор: мы ее вместе сочинять будем!

ЛИРА УНИСОНОВНА. А если мы не умеем?

БЕМОЛЬ. Не беспокойтесь, если что, я буду подсказывать! Сказка называется

«Друг-аккордеон».

В некотором царстве…

ЛИРА УНИСОНОВНА (нерешительно). В некотором государстве?

БЕМОЛЬ. Между небом и землей, в деревеньке небольшой, жил да был добрый молодец, и звали его…

ЛИРА УНИСОНОВНА. Иван!

БЕМОЛЬ. Был Ваня и ростом статен, и лицом пригож, и характер имел добродушный, а уж как он на аккордеоне играл! Что и говорить! Первый парень на деревне! От так!

Музыка.

БЕМОЛЬ. Бывало, выйдет на вечёрку, да как заведет играть, все-то девки по нему вздыхают…

Лира Унисоновна выразительно вздыхает.

БЕМОЛЬ. Только Ваня-то их не замечат. Никого ему не надо, окромя красавицы…

ЛИРА УНИСОНОВНА. Маруси!

Бемоль повязывает Лире платочек, снимает очки.

БЕМОЛЬ. Только о ней Ванюша всё думал. Только о ней мечтал. И не было для Ивана в целом свете никого милей и краше.

Музыка «Моя Марусечка».

БЕМОЛЬ. И вот собрался Иван с духом, решил: «Была-не была! Не могу больше в сердце любовь таить. Пойду признаваться!» Только как признаешься? Где таких слов подберешь… Тут-то его друг-аккордеон как раз выручил. Подошел Ваня к терему, где Маруся жила, встал у ворот и заиграл саму душевну мелодию.

Музыка.

БЕМОЛЬ. Услыхала Маруся прекрасну музыку, сразу обо всем догадалась, вышла за ворота и говорит…

МАРУСЯ. Здравствуй, Ваня!

ИВАН. Здравствуй, Марусечка! Полюбил я тебя, красна девица! Пойдешь за меня?

МАРУСЯ (смущенно окая). Пойду, конечно…

БЕМОЛЬ (с укором). Лира Унисоновна! Что ж вы так быстро соглашаетесь?

ЛИРА УНИСОНОВНА. А что?

БЕМОЛЬ. Ну, сами подумайте! Сказка только началась! Если вот так, по-вашему, рассказывать, они сейчас поженятся и всё? Сказочке конец!?

ЛИРА УНИСОНОВНА. Да? А как надо?

БЕМОЛЬ (шепчет ей что-то на ухо). Батюшка… приданое… в общем, такая ситуация… Ясно?

ЛИРА УНИСОНОВНА. Я поняла.

БЕМОЛЬ. Продолжаем!

ИВАН. Выходи за меня, Маруся!

МАРУСЯ. Ах, Ванюша! Батюшка мой сказал: нам жених сурьезный нужен…

ПАПАША. Нам жаних сурьезный нужен! С деньгама. А у ентого Ваньки дыра в кармане да вошь на аркане. На что такой зять, коль с него неча взять, окромя гармошки!

ИВАН (поправляет). Это вообще-то не гармошка, а аккордеон…

МАРУСЯ (печально). Прости, мил-друг Ванюша! Видно, не судьба нам быть вдвоем.

БЕМОЛЬ. Пригорюнился Иван, закручинился. Домой в свою избёнку вернулся, заиграл печальну музыку. Без Маруси ему и жисть не мила. Что делать?

ИВАН. Эх, прости, друг-аккордеон! Пойду в город. Продам тебя на ярманке. Выручу денег, может, стану жаних сурьезный. Может, тогда отдадут за меня Марусю-красу…

БЕМОЛЬ. А до города путь неблизкий. Через лес дорога. Идет Ваня по лесу, вдруг слышит – ветки захрустели. Выходит ему навстречу медведь. Напужался Иван, глаза выпучил. И медведь тожа глядит на него, не моргат. Надоело Ване с медведем в гляделки-то играть.

ИВАН. Эх, будь, что будет! Помирать – так с музыкой!

БЕМОЛЬ. Растянул Иван меха да заиграл плясовую!

Музыка.

БЕМОЛЬ. А медведь-то, вот те на! Руки в боки и давай под музыку притопывать! Удивился Иван, засмеялся. Какой толковый мишка! Настояшший талант!

ИВАН. Спасибо, друг-аккордеон! Опять ты мне помог! От погибели спас! Ни за что тебя не продам!

ЛИРА УНИСОНОВНА. А как же Маруся?

БЕМОЛЬ. И тут пришла Ване в голову смелая, как по-таперишнему сказать, бизнес-идея!

ИВАН. А что, Михайло Потапыч? Пойдем со мной на ярманку! Я поиграю, ты попляшешь. Авось, заработам на хлеб с маслом!

БЕМОЛЬ. Пришли они вместе в город. На главну торгову площадь. И начали свое представление.

ИВАН. Почтеннейшая публика! Мы с Михайло Потапычем приготовили для вас небольшой концерт. Прошу любить и жаловать!

Музыка.

БЕМОЛЬ. И такой-то у них был успех! Ну, посудите сами: кругом старинны времена. Ни цирка тебе, ни телевизора. Окружили их зрители, набросали Ванюше денег полну шапку! Он свому косолапому напарнику бочонок мёда купил. А себе костюм приобрел по моде. В обчем, вернулся Ваня домой - богатый жених! Прослышал про то Марусин папаша, возрадовался, сам к Ивану сватов засылает!

ПАПАША. Коли любишь еще мою дочку, так это… того… У нас товар, у вас купец… Женитесь, уж ладно. Я не возражаю!

МАРУСЯ (волнуется). Любит - не любит… любит - не любит…

ИВАН. Люблю, конечно!

БЕМОЛЬ. Сыграли свадьбу. Михайло Потапыча почетным гостем позвали! Уж как он выплясывал!

Музыка.

ИВАН. Спасибо тебе, друг аккордеон! Ты мне и жизнь спас, и счастье принес!

Назад